Проекты компании IL NATURE отличаются особой самобытностью и оригинальностью. Однако это не просто уникальное сочетание пейзажных картин, игры цвета, головокружительного танца растений – каждый из них имеет свою собственную эмоциональную окраску, он наполнен духом той эпохи, под которую стилизован. По желанию ландшафтного архитектора мы попадаем то во французский парк, то в английский замок, то в русскую усадьбу, будто проходя через время по невидимому мосту...
Легкий ажур деревянных кружев на беседке и качелях навевает литературные образы, унося нас далеко в прошлое, ведь сад выполнен в духе русского классицизма с эклектичным сочетанием художественных элементов. Здесь красота растений подчеркивает тщательно продуманные планировочные решения, это сад, где дух старины заключен в рамки достижений современности, где полет фантазии соседствует со здравым смыслом. Сравнительно небольшой по площади участок – не повод для огорчения. Если правильно распланировать территорию, то пара дорожек, ведущих к беседке, могут заменить настоящие аллеи или превратить маленький садик в пейзажный парк эпохи романтизма. Главное продумать все детали, не забыть о законах перспективы и о «золотом сечении», изученном Леонардо да Винчи и часто используемом в архитектуре и живописи. Когда необходимо скрыть от глаз соседские дома и хочется уединения и покоя, вовсе не обязательно огораживать свои владения многометровым забором или высаживать рядами ели. Посадите у ограды липы. Широкое применение эти деревья получили в эпоху расцвета регулярных французских садов.
Когда в России создавался Петергоф, липа стала основной породой, которую использовали для оформления парка. В Архангельском, Кускове, Царском Селе и других жемчужинах наших северных садов вы всегда найдете это дерево – будь то живая изгородь, боскет или берсо. Даже пройдясь по тенистым аллеям Тюильри или Версаля, вы снова увидите его. Так и в этом саду передний двор окружили стрижеными липами – получился своего рода итальянский дворик. Густые кроны скрывают близко расположенные строения, а стволы выглядят словно колоннада. Деревья намеренно разместили не строго вдоль забора, а так, чтобы в пространство позади вписались декоративно-лиственные кустарники, которые придают композиции дополнительный объем и стирают границы участка. У крыльца справа и слева за невысокими живыми изгородями из спиреи серой (Spiraea cinerea) уютно расположились шарики кленов остролистных (Acer platanoides) ‘Globosum’, и перила парадной лестницы словно обнимают их. Проходя по аллее к дому, мы можем видеть с обеих сторон шаровидные вишни. Они не плодоносят, а выполняют лишь чисто декоративную функцию и особенно хороши весной в наряде из воздушных бело-розовых цветков.
Композиции на участке создавались с использованием таких известных и надежных растений, как можжевельник казацкий, гортензия древовидная, плакучий вяз шершавый (Ulmus scabra),кизильник горизонтальный (Cotoneaster horizontalis), бересклет крылатый (Euonymus alata) в форме шара, сирень Мейера (Syringa meyeri) ‘Palibin’. Линии дорожек подчеркивают изгороди из бирючины, в которую подсажены бересклеты, спирея, дерен белый, а хвойные разных пород отвечают за всесезонную декоративность. Плотные куртины дерена белого ‘Elegantissima’между двух дорожек придают саду особый шарм, контрастируя с темными туями у забора и зрительно увеличивая глубину пространства. На противоположной стороне сада главным элементом является пруд, на подступах к нему расположились гортензия древовидная иплакучий вяз шершавый. Особенности ландшафта позволили создать естественный природный водоем каскадного типа, ручей протекает под беседкой и впадает в основную чашу пруда, а затем переходит в фонтан. Расположение выбрано неслучайно – рядом находится баня с зоной отдыха.
Еще одно место проведения досуга – патио перед домом, где раскинулся тент на ажурном кованом каркасе, укрывающий стол со стульями, а по бокам два водоема. Беседка под старину, выполненная мастером по дереву Александром Кузьминовым, и барбекю в том же стиле перекликаются с металлическим основанием навеса.
В вечернее время суток дом освещается мягким светом, струящимся сквозь листву зеленой изгороди. Тщательно продуманные световые эффекты тоже являются особенностями проекта данного сада. Например, в пейзажной части классические фонари поставили не на пьедесталы, а на обычные камни. Правильная организация пространства дает волшебные результаты. Например, использование садовых комнат, окруженных со всех сторон зелеными стенами из деревьев или кустарников. Это классический ландшафтный прием оформления участка врегулярном стиле. Ничто не помешает насладиться чаепитием на свежем воздухе в оригинальной зеленой комнате, стенами которой служит двухметровый боярышник сливолистный (Crataegus x prunifolia), не только надежно скрывающий от посторонних глаз, но и прекрасно защищающий в ветреную погоду. Еще один яркий элемент – конусной формы липы, образующие четырехугольный боскет.
Вместе с этим в саду присутствуют элементы английского пейзажного стиля, мягкие волнистые линии и характерные ярусы, которые здесь образуют изгороди из спиреи и боярышника.
За двухъярусными боскетами из клена полевого и бирючины, которые летом украшают цветущиерозы, нашлось место для барбекю. В самом дальнем углу разместилась беседка – она явилась основным акцентом в пейзажной части сада, а недалеко от входа, на пригорке, под сеньюкаштана расположили небольшую площадку с деревянными качелями и полукруглой скамейкой, окруженной невысокой изгородью из спиреи серой.
Залог успеха при организации пространства на небольшом участке – никогда не бояться снова и снова разделять и без того маленький сад, разумеется, с помощью растений. Если сместить все посадки исключительно к заборам – вид может получиться не очень интересным и банальным, к тому же будут подчеркнуты размеры и границы. А вот устроив зеленые изгороди, создав укромные уголки, завесы и кулисы, которые разграничивают перспективу, заставляя взгляд задержаться на цветнике, скамейке или скульптуре, прячут от вас какую-то часть сада, дорожку, лавочку или миксбордер в иной цветовой гамме, можно добиться ощущения бесконечности, как на сцене театра, где декорации уводят нас в загадочные миры. К тому же в саду это намного проще, ведь зритель сам движется в поисках новых видовых точек и пейзажных картин.